«Ответственность за экстремизм в России»

Основным документом, с которого началось законодательное регулирование вопросов экстремизма в России, является Федеральный закон №114 от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности».

На текущий момент правовое регулирование экстремизма в первую очередь обеспечивается непосредственно положениями Уголовного Кодекса и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а вышеозначенный ФЗ регулирует общую государственную политику в отношении преступлений, связанных с экстремизмом.

Само определение экстремизма, исходя из данного закона, является комплексным, объединяет перечень возможных действий, подходящих под данное определение, таких как:

— Насильственное нарушение действующего конституционного строя и порядка, а также сепаратизм или иные действия, направленные на изменение границ и территориальной целостности Российской Федерации.

— Ведение террористической деятельности, равно как и публичное оправдание таковой в любой форме.

-Пропаганда исключительности, либо напротив – неполноценности лица или группы лиц по определенным признакам.

— Препятствование работе и ведению деятельности государственных органов, если таковые сопрягались с насилием либо угрозой применения такового.

— Публичное ношение и использование экстремистской символики или нацистских символов, равно как и их пропаганда.

— Хранение или создание материалов с признаками экстремизма, а также призывы к осуществлению любой вышеозначенной экстремистской деятельности.

— Финансирование или всякое прочее содействие в организации действий, указанных в данном перечне.

Вопросы уголовной ответственности за экстремизм рассматриваются различными статьями Уголовного кодекса РФ, наибольшую известность из которых имеет статья 282 УК РФ. Однако непосредственно текст данной статьи предусматривает ответственность не за экстремизм в целом, а конкретно за возбуждение ненависти, которое, в свою очередь, является частным случаем экстремизма.

В некоторых случаях, действия, связанные с экстремизмом, могут не наказываться в уголовном порядке. Существует ряд правонарушений, к которым могут предприниматься меры административного характера: публичное демонстрирование нацистской или экстремистской символики и атрибутики, изготовление или распространение материалов экстремистского характера.

В целом, административная ответственность за экстремизм направлена в первую очередь на препятствование деятельности, связанной с экстремизмом, отдельных юридических лиц и предприятий, которые прямо не заинтересованы в ведении таковой деятельности.

При этом на практике по отношению к физическим лицам намного чаще используются положения Уголовного кодекса – они имеют доминирующее значение над положениями КоАП РФ. Но при необходимости лицо может быть одновременно подвергнуто как административной, так и уголовной ответственности за экстремистский проступок или преступление.